Импровизация для детей в танцах
Научная статья, 2025 год

Автор Елена Александровна Подлевских

Аннотация
Статья посвящена теме импровизации внутри детских коллективов современного танца.

"Хаос - это порядок, который просто нужно расшифровать" Жозе Сарамаго
Нужно ли адаптировать изучение импровизации для детей в contemporary dance?


Важно помнить, что все практики, которые на сегодняшний день существуют в России, были привезены взрослыми танцорами для взрослых танцоров. Далее наши современники уже анализировали и миксовали их под себя, делились и делятся тем, что помогло вырасти им, построить новые телесные связи и почувствовать бОльшую свободу внутри любой координации. Есть фраза на классах, когда танцоров просят "добавь себя" - вот это отсюда. Но только знающие понимают, как это делается. Поэтому тем более ребёнку нужно давать и здесь систему.

По ходу развития кто-то адаптировал импровизационные инструменты под профессиональных танцоров, кто-то под нетанцующих ранее людей или с меньшим опытом. Но адаптация важна.



Сегодня дети примеряют на себя многое из взрослого contemporary, растут в чём-то быстрее, но это не говорит о том, что каждый ребёнок на 100% управляет этим процессом, понимает, из чего состоит собственный хаос и не вредит суставам раньше времени.

Если мы говорим не только о том, чтобы воспитать более свободных людей, но и о том, чтобы формировать свободных и универсальных профессиональных танцоров, то невозможно отрицать необходимость наличия крепкой и детально проработанной технической базы в теле, связей, на которых она формируется / дополнительного развития через другие дисциплины.

В итоге для детского педагога важна сборка системы через призму возрастной психологии, анатомии и большого личного опыта.


Как технические элементы и практики мы адаптируем в детские группы разных возрастов, также и импровизация должна быть включена в изучение адаптировано.
Ведь это многослойный процесс, который при всём вышесказанном должен осваиваться в атмосфере удовольствия и любопытства, иначе мозг просто не сможет зафиксировать новые сочетания и вывести связи так, чтобы записать их в нейронную сетку и потом самостоятельно пользоваться.

Одно дело просить учеников танцевать, как мы научили, другое дело - чувствовать и пользоваться телесным интеллектом внутри каждого отдельно взятого танцора (их раскрывающейся индивидуальностью). В итоге все наработки, которые существуют, смогут пройти в новые качества даже внутри одного отдельно взятого движения.


Телесный интеллект - это способность человека понимать, интерпретировать и эффективно использовать информацию, поступающую от его собственного тела.




Таким образом, мы, педагоги, должны отдавать себе отчёт, какого танцора в итоге хотим сформировать к подростковому возрасту, какими навыками ему нужно обладать, чтобы он был не только помощником педагога, но и сотворцом хореографа.



+7 977 984 29-55

ИП Подлевских Елена Александровна
ИНН 615491531330
ОГРНИП 323619600074237
positivedancethinkingplatform@yandex.ru